Путевки на пешеходные маршруты
Путевки на плановые маршруты распространяли через профсоюзы. Они стоили 100-120 рублей. Но члены профсоюза оплачивали лишь 10 процентов стоимости.
Путевка предоставляет право туристу на целый ряд услуг: его обязательно разместят в спальном помещении, выдадут талоны на питание в столовой, обеспечат транспортом на маршруте, предоставят снаряжение напрокат.
На пешеходном маршруте туристы обеспечиваются ночлегом в палатках, снаряжением, сухим пайком.
Плановый туризм, по сравнению с самодеятельным, требует больше комфортности и предусматривает меньше физических нагрузок. Это связано со случайным составом плановых групп, где собирается контингент людей, чаще всего, недостаточно подготовленный к туристским походам. Поэтому пешеходный маршрут для плановых групп занимает только часть срока отдыха, предусмотренного в путевке.
С путевками на пешеходные маршруты нередко приезжали пожилые и больные люди, с сердечными и другими заболеваниями.
Некоторых из них профсоюзный комитет по месту работы просто не посвящали в подробности «отдыха в Крыму по туристской путевке пешеходного маршрута». Таких туристов в шутку называли «жертвами профсоюзов».
Другие ехали сознательно, поскольку не имели возможности получить желаемую путевку в крымский санаторий или пансионат, полагая, что участвовать в многокилометровых пеших переходах их насильно заставить не могут.
Врачам турбаз, которые давали разрешение на участие в пешеходном походе, приходилось освобождать по состоянию здоровья от участия в многодневных походах таких туристов. Освобожденные от похода туристы-отдыхающие отправлялись в конечный пункт отдыха по путевке, где самостоятельно снимали квартиру, отдыхали у моря. На турбазе они поселялись только вместе со своей группой, прибывшей из похода.
Маршруты были всесоюзные и республиканские. Поэтому отдыхать в Крым приезжали со всего Союза. В группах собирался народ самых разных профессий и возрастов, из разных городов, республик: студенты, шахтеры, рабочие, учителя, научные сотрудники. Интересно, что большинство отдыхающих были женщины. Попадали иногда даже полностью женские группы, под руководством одного мужчины-инструктора.
Для самодеятельных туристских групп, Крым служит как бы первой ступенью на пути к повышению туристского мастерства, поскольку здесь можно совершать походы не выше II категории сложности. Новички приобретают в походах навыки походного быта, ориентирования на местности, передвижения.
Это можно отнести и к плановым группам: маршруты №№ 25, 111, 182 классифицировались I категорией сложности.
В Крыму работало 9 пешеходных маршрутов, большинство из которых проходило через юго-западный Крым, заканчиваясь на одной из приморских турбаз.
Пешеходные маршруты обслуживало 8 турбаз и 2 тургостиницы, а также 28 приютов на 1400 мест (данные за 1982 год).
Перечень турприютов
Приюты относились к турбазам, которые их и устанавливали на отведенных местах:
Турбаза Таврия: Нижний Кокасан, Поворотное, Воронский домик, Криничка, Сосновка, Партизанский, Чегинитра, Сараман
Турбаза Привал: Мангуп, Научный, Кордон II, Высокое, Баштановка
Турбаза Приморье: Маски
Турбаза Магнолия: Ай-Петри
Турбаза Маяк: Лесной
Турбаза Орлиный залет: Карадагский лес, Богатырь, Богатое ущелье, Буковый, Бизюка
Турбаза Ангарский перевал: Бурульча, Ай-Алексий, Свободное
Турбаза Чайка: Демерджи
Тургостиница Крым: Узунжа, Кизиловое
Тургостиница Горизонт: Карагач
Приюты могли принимать по 1 – 4 группы туристов, т.е. от 20 до 100 человек одновременно. Наряду с большими приютами, такими как Нижний Кокасан, Партизанский, Мангуп, Богатое ущелье, Сосновка, принимавших по 3-4 группы, действовали малые приюты, рассчитанные на прием одной группы – Лесной, Сараман, Карадагский лес, Маски, Бурульча, Карагач.
Крымские маршруты были очень популярны, поскольку походы не были сложными: переход между плановыми стоянками составлял 10-15 километров, снаряжение и посуду нести было не нужно – оно находилось на стоянках. На начальной турбазе туристам выдавали рюкзаки, ботинки, вкладыши в спальные мешки и продукты.
Продуктов группа из 20 человек получала много: консервы молочные, мясные, овощные, хлеб, овощи, фрукты и т.д. Часто часть продуктов была «лишняя» и, чтобы не нести тяжелый груз, туристы оставляли его комендантам на стоянках.
Плановые дневные переходы рассчитывались на прохождение до обеда, с последующим отдыхом на приюте.
Туристские стоянки
Турстоянки / приюты размещались, как правило, в живописных привлекательных местах; должны были иметь минимум бытовых условий для отдыха, приготовления пищи, спортивных игр и пр. Все это создавало соответствующее эмоциональное настроение.
Турстоянки / приюты имели следующие элементы благоустройства:
- Каркасные брезентовые 4-6 местные палатки, с деревянными нарами, матрасами, одеялами, подушками, спальниками
- Кухня-столовая, с бетонным полом, навесом, печками, столами, лавками;
- Оборудованный источник воды
- Мусоросборники; Кострище
- Туалеты, умывальники, летний душ
- Спортплощадка / волейбол, настольный теннис, спортинвентарь
Хозяйством заведовал комендант.
Связь между приютами и турбазами осуществлялась по рациям, которые выдавались всем комендантам приютов – стационарные и инструкторам – переносные, весом 5 кг. Обязательными были три сеанса радиосвязи в день: утром в 9-00, днем в 12-00 и вечером в 17-00.
Перед началом сезона стоянки принимались комиссией: представителями лесхоза, санэпидстанции – они обязательно брали пробы воды из источника на стоянке, общества охраны природы и работниками КСС.
Уходя утром на маршрут, группа обязана была оставить на стоянке ведро компота для следующей группы, запас заготовленных и нарубленных дров и начищенные до блеска кухонные котлы.
Плановые пешеходные маршруты работали сезонно: с середины мая до середины октября.
Расцвет планового и самодеятельного (спортивного) туризма, пришелся на период с середины 1970-х до середины 80-х годов.
В Крыму в этот период действует более 30 туристических маршрутов, обслуживающих десятки тысяч туристов. Создана хорошо продуманная и прекрасно работающая система сервиса.
Готовятся квалифицированные кадры для массового спортивного туризма. Опытные инструктора сопровождали группы туристов со всего Советского Союза.
Но грянул развал СССР, и поток туристов уменьшился более чем в 10 раз.
Система плановых пешеходных маршрутов распалась сама собой.
В последующий период до 1990 года активность туристской деятельности снижается и постепенно затихает.
Плановые пешеходные маршруты закрывают. Туристские стоянки приходят в запустение. О них напоминают только остатки бетонных оснований кухонь и других временных сооружений.
В начале 1990 годов еще работали несколько крупных стоянок: Нижний Кокасан, Сосновка, Научный, Мангуп, Богатырь. До «наших дней» выстояла, пожалуй, только стоянка Мангуп, с постоянным комендантом Владимиром Бондарем.
Надолго ушли в прошлое очистка и благоустройство троп и туристских стоянок, памятников природы и истории, подготовка высококвалифицированных инструкторов пешеходного туризма, пропаганда экологических знаний на маршрутах.
Переход от массового организованного туризма к неорганизованному «дикому» туризму ещё более ухудшил экологическое состояние природных комплексов в местах стоянок и пешеходных троп.
В 1990/2000 годы туристы старшего и молодого поколений, конечно, продолжают ходить и водить туристов в походы, оборудуют зоны отдыха, строят частные турстоянки, согласно веянию времени, на коммерческой основе. Пришло такое время.
И только туристы 1970/80 годов, инструктора плановых маршрутов с ностальгией вспоминают о том прекрасном времени, когда работали плановые пешеходные маршруты!
Замечательные рассказы на тему «Как это было» можно, например, прочитать на сайте инструктора Олега Самотолкова «В поход с Олегом».
И написать свою туристскую историю!
Рассказы «бывалых» туристов, инструкторов о своем пути в туризме будем публиковать в рубрике «Туризм как формула жизни».
О том, как становились инструкторами по туризму и о работе инструктора на плановом маршруте читайте в статье Инструктор туризма: профессия
Какие были маршруты узнаете из статьи Плановый /организованный туризм в Крыму